Завалинка (читают 5)

Сообщения
147
Спасибо
138
По поводу того, что чтение в детстве одним помогает грамотно писать, а другим не особо. Мне кажется грамотность это не столько знание неких норм, сколько набор привычек. У условных визуалов, с хорошей начитанностью и зрительной памятью изначально закрепляются правильные языковые привычки.
А, например, у начитанных аудиалов может быть грамотная речь, но в письме могут формироваться неправильные привычки - пишется зачастую не так, как слышится, а картинки они не запоминают.
 

Vnychka

Участник
Сообщения
810
Спасибо
595
В том числе советские книги. Это учит вкусу и пониманию художественного текста. А писать с ошибками не мешает (мне)
И не мешает в этом признаваться). А вот некоторым мешает...

Кто узнает автора? Не подглядывая в гугл).
Видимо я не те книжки читала в детстве, раз пишу "вы" с маленькой при обращении к одному человеку, если это не личная с незнакомцем или официальная переписка.
(Извиняюсь за лишние тирешки, лень править, прицепились при копировании)

Дебил​



Анатолия Яковлева прозвали на селе обидным, дурацким каким-то прозвищем -- "Дебил". Дебил -- это так прозвали в школе его сына, Ваську, второгодника, отпетого шалопая. А потом это словцо пристало и к отцу. И ничего с этим не поделаешь -- Дебил и Дебил. Даже жена сгоряча, когда ругалась, тоже обзывала -- Дебил. Анатолий психовал, один раз "приварил" супруге, сам испугался и долго ласково объяснял ей, что Дебил -- так можно называть только дурака-переростка, который учиться не хочет, с которым учителя мучаются. "Какой же я Дебил, мне уж сорок лет скоро! Ну?.. Лапочка ты моя, синеокая ты моя... Свинцовой примочкой надо -- глаз-то. Купить?"
Так довели мужика с этим Дебилом, что он поехал в город, в райцентр, и купил в универмаге шляпу. Вообще, он давненько приглядывался к шляпе. Когда случалось бывать в городе, он обязательно заходил в отдел, где продавались шляпы, и подолгу там ошивался. Хотелось купить шляпу! Но... Не то что денег не было, а не решался. Засмеют деревенские: они нигде не бывали, шляпа им в диковинку. Анатолий же отработал на Севере по вербовке пять лет и два года отсидел за нарушение паспортного режима - он жизнь видел; знал, что шляпа украшает умного человека. Кроме того, шляпа шла к его широкому лицу. Он походил в ней на культурного китайца. Он на Севере носил летом шляпу, ему очень нравилось, хотелось даже говорить с акцентом.
В этот свой приезд в город, обозлившись и, вместе, обретя покой, каким люди достойные, образованные охраняют себя от насмешек, Анатолий купил шляпу. Славную такую, с лентой, с продольной луночкой по верху, с вмятинками - там, где пальцами браться. Он их перемерил у прилавка уйму. Осторожненько брал тремя пальцами шляпу, легким движением насаживал ее, пушиночку, на голову и смотрелся в круглое зеркало. Продавщица, молодая, бледнолицая, не выдержала, заметила строго:
- Невесту, что ли, выбираете? Вот выбирает, вот выбирает, глядеть тошно.
Анатолий спокойно спросил:
-- Плохо ночь спали?
Продавщица не поняла. Анатолий прикинул еще парочку "цивилизейшен" (так он про себя называл шляпы), погладил их атласные подкладки, повертел шляпы так, этак и лишь после того, отложив одну, сказал:
-- Невесту, уважаемая, можно не выбирать: все равно ошибешься. А шляпа - это продолжение человека. Деталь. Поэтому я и выбираю. Ясно? Заверните, - Анатолий порадовался, с каким спокойствием, как умно и тонко, без злости, отбрил он раздражительную продавщицу. И еще он заметил: купив шляпу, неся ее, легкую, в коробке, он обрел вдруг уверенность, не толкался, не суетился, с достоинством переждал, когда тупая масса протиснется в дверь, и тогда только вышел на улицу. "Оглоеды, -- подумал он про людской поток в целом. -- Куда торопитесь? Лаяться? Психовать? Скандалить и пить водку? Так вы же успеете! Можно же не торопиться".
По дороге он купил в мебельном этажерку. От шоссе до дома шел не торопясь; на руке, на отлете, этажерочка, на голове шляпа. Трезвый. Он заметил, что встречные и поперечные смотрят на него с удивлением, и ликовал в душе.
"Что, не по зубам? Привыкайте, привыкайте. А то попусто языком молоть вы мастера, а если какая сенсация, у вас сразу глаза на лоб. Туда же - обзываться! А сами от фетра онемели. А если бы я сомбреро надел? Да ремешком пристегнул бы ее к челюсти - что тогда?"
На жену Анатолия шляпа произвела сильное впечатление: она стала квакать (смеяться) и проявлять признаки тупого психоза.
-- Ой, умру! -- сказала она с трудом.
-- Схороним, -- сдержанно обронил Анатолий, устраивая этажерку у изголовья кровати. Всем видом своим он являл непреклонную интеллигентность.
-- Ты что, сдурел? -- спросила жена.
-- В чем дело?
-- Зачем ты ее купил-то?
-- Носить.
-- У тебя же есть фуражка!
-- Фуражку я дарю вам, синьорина, -- в коровник ходить.
-- Вот идиот-то. Она же тебе не идет. Получилось, знаешь, что: на тыкву надели ночной горшок.
Анатолий с прищуром посмотрел на жену... Но интеллигентность взяла вверх. Он промолчал.
-- Кто ты такой, что шляпу напялил? -- не унималась жена. -- Как тебе не стыдно? Тебе, если по-честному-то, не слесарем даже, а навоз вон на поля вывозить, а ты -- шляпу. Да ты что?!
Анатолий знал лагерные выражения и иногда ими пользовался.
-- Шалашня! -- сказал он. -- Могу ведь смазь замастырить. Замастырить?
-- Иди, иди -- покажись в деревне. Тебе же не терпится, я же вижу. Смеяться все будут!..
-- Смеется тот, кто смеется последний.
С этими словами Анатолий вышел из дома. Правда, не терпелось показать шляпу пошире, возможно даже позволить кому-нибудь подержать в руках -- у кого руки чистые.
Он пошел на речку, где по воскресеньям торчали на берегу любители с удочками.
По-разному оценили шляпу: кто посмеялся, кто сказал, что -- хорошо, глаза от солнышка закрывает... Кто и вовсе промолчал -- шляпа и шляпа, не гнездо же сорочье на голове. И только один...
Его-то, собственно, и хотел видеть Анатолий. Он -это учитель литературы, маленький, ехидный человек. Глаза, как у черта, -- светятся и смеются. Слова не скажет без подковырки. Анатолий подозревал, что это с его легкой руки он сделался Дебилом. Однажды они с ним повздорили. Анатолий и еще двое подрядились в школе провести заново электропроводку (старая от известки испортилась, облезла). Анатолий проводил как раз в учительской, когда этот ма-ленький попросил:
-- А один конец вот сюда спустите: здесь будет настольная лампа.
-- Никаких настольных ламп, -- ответствовал Анатолий. -- Как было, так и будет -- по старой ведем.
-- Старое отменили.
-- Когда?
-- В семнадцатом году.
Анатолий обиделся.
-- Слушайте... вы сильно ученый, да?
-- Так... средне. А что?
-- А то, что... не надо здесь острить. Ясно? Не надо.
-- Не буду, -- согласился учитель. Взял конец провода, присоединил к общей линии и умело спустил его к столу. И привернул розетку.
Анатолий не глядел, как он работает, делал свое дело. А когда учитель, довольный, вышел из учительской, Анатолий вывернул розетку и отсоединил конец. Тогда они и повздорили. Анатолий заявил, что "нечего своевольничать! Как было, так и будет. Ясно?" Учитель сказал: "Я хочу, чтобы ясно было вот здесь, за столом. Почему вы вредничаете?" -- "Потому, что... знаете? -- нечего меня на понт брать! Ясно? А то ученых развелось -- не пройдешь, не проедешь". Почему-то Анатолий невзлюбил учителя. Почему? -- он и сам не понимал. Учитель говорил вежливо, не хотел обидеть...
Всякий раз, когда Анатолий встречал учителя на улице, тот первым вежливо здоровался... и смотрел в глаза Анатолию -- прямо и весело. Вот, пожалуй, глаза-то эти и не нравились. Вредные глаза! Нет, это он пустил по селу "Дебила", он, точно.
Учитель сидел на коряжке, смотрел на поплавок. На шаги оглянулся, поздоровался, скорей машинально... Отвернулся к своему поплавку. Потом опять оглянулся... Анатолий смотрел на него сверху, с берега. В упор смотрел, снисходительно, с прищуром.
-- Здравствуйте! -- сказал учитель. -- А я смотрю: тень какая-то странная на воде образовалась... Что такое, думаю? И невдомек мне, что это -- шляпа. Славная шляпа! Где купили?
-- В городе, -- Анатолий и тон этот подхватил -- спокойный, подчеркнуто спокойный. Он решил дать почувствовать "ученому", что не боги горшки обжигают, а дед Кузьма. -- Нравится?
-- Шикарная шляпа!
Анатолий спустился с бережка к коряжке, присел на корточки.
-- Клюет?
-- Плохо. Сколько же стоит такая шляпа?
-- Дорого.
-- Мгм. Ну, теперь надо беречь. На ночь надо в газетку заворачивать. В сетку -- и на стенку. Иначе поля помнутся, -- учитель посмотрел искоса -- весело -- на Анатолия, на шляпу его...
-- Спасибо за совет. А зачем же косяк давить? Мм?
-- Как это? -- не понял учитель.
-- Да вот эти вот взгляды... косые -- зачем? Смотреть надо прямо -- открыто, честно. Чего же на людей коситься? Не надо.
-- . Да... Тоже спасибо за совет, за науку. Больше не буду. Так... иногда почему-то хочется искоса посмотреть, черт его знает почему.
-- Это неуважение.
-- Совершенно верно. Невоспитанность! Учишь, учишь эти правила хорошего тона, а все... Спасибо, что замечание сделали. Я ведь тоже -- интеллигент первого поколения только. Большое спасибо.
-- Правила хорошего тона?
-- Да. А что?
-- Изучают такие правила?
-- Изучают.
-- А правила ехидного тона?
-- Э-э, тут... это уж природа-матушка сама распоряжает-ся. Только собственная одаренность. Талант, если хотите.
-- Клюет!
Учитель дернул удочку... Пусто.
-- Мелюзга балуется, -- сказал он.
-- Мули.
-- Что?
-- У нас эту мелочь зовут мулишками. Муль -- рыбка такая, Ma-аленькая... Считаете, что целесообразней с удочкой сидеть, чем, например, с книжкой?
-- Та ну их!.. От них уж голова пухнет. Читаешь, читаешь... Надо иногда и подумать. Тоже не вредно. Правда?
-- Это смотря в каком направлении думать. Можно, на-пример, весь день усиленно думать, а оказывается, ты обдумывал, как ловчей магазин подломить. Или, допустим, насолить теще...
Учитель засмеялся.
-- Нет, в шляпе такие мысли не придут в голову. Шляпа, знаете, округляет мысли. А мысль про тещу -- это все-таки довольно угловатая мысль, с зазубринами.
-- Ну, о чем же вы думаете? С удочкой-то?
-- Да разное.
-- Ну, все же?
-- Ну, например, думаю, как... Вам сколько лет? -- учитель весело посмотрел на Анатолия. Тот почему-то вспомнил "Дебила".
-- Сорок. А что?
-- И мне сорок. Вам не хочется скинуть туфли, снять рубашку -- и так пройтись по селу? А?
Анатолий стиснул зубы... Помолчал, через силу улыбнулся.
-- Нет, не хочется.
-- Значит, я один такой... Серьезно, сижу и думаю: хорошо бы пройтись босиком по селу! -- учитель говорил искренне. -- Ах, славно бы! А вот не пройдешь... Фигушки!
-- Да... -- неопределенно протянул Анатолий. Подобрал у ног камешек, хотел бросить в воду, но вспомнил, что учитель удит, покидал камешек на ладони и положил на место. И еще сказал непонятно: -- Так-так-так...
-- Слушайте, -- заговорил учитель горячо и серьезно, -- а давайте скинем туфли, рубашки и пройдемся! Какого черта! Вместе. Я один так и не осмелюсь... Будем говорить о чем-нибудь, ни на кого не будем обращать внимания. А вы даже можете в шляпе!
Анатолий, играя скулами, встал.
-- Я предлагаю тогда уж и штаны снять. А то -- жарко.
-- Ну-ну, не поняли вы меня.
-- Все понятно, дорогой товарищ, все понятно. Продолжайте думать... в таком же направлении.
Анатолий пошел вразвалочку по бережку... Отошел метров пять, снял шляпу, зачерпнул ею воды, напился... Отряхнул шляпу, надел опять на голову и пошагал дальше. На учителя не оглянулся. Пропел деланно беспечно:

Я ехала домо-ой,
Я думала о ва-ас;
Блестяща мысль моя и путалась и рвалась...

Помолчал и сказал негромко, себе:
-- В гробу я вас всех видел. В белых тапочках.
 
Последнее редактирование:

bob252

Старожил
Сообщения
885
Спасибо
1,127
В 1 классе уже читал довольно бегло (я прямо как сейчас помню, во 2 классе я читал 128 слов в минуту
Меня товарищ привел записывать в библиотеку Льва Толстого на Каширском шоссе, когда мне было 5,5 лет. Причем научился читать сам, когда сестра, старше меня на 2 года пошла в 1 класс. Причем узнали случайно, когда я ее поправил при чтении. В детском саду воспитательница оставляла меня вместо себя книжки детям читать, когда куда-нибудь уходила. Но правила не особо знал. Даже сейчас, когда внучка спрашивает что-нибудь по правилам русского языка, говорю что не знаю, но могу сказать как надо правильно писАть. :)
 

Feuer Z

Мастер
Сообщения
2,079
Спасибо
948
Город
Москва
Стаж c
16.10.08
Опыт
8458
Пишу всю жизнь БЕЗ ошибок! Но - не знаю почему..
Первое это то, что Ваши родители говорили с Вами четко и внятно, правильно произнося слова. Чтение же стало дальнейшим развитием полученных от родителей основ. Эти основы называют врожденной грамотностью.
 
  • Спасибо!
Реакции: Tiagr

konstantin2021

Мастер
Сообщения
2,628
Спасибо
2,698
Стаж c
23.03.21
Опыт
4559/316
Тогда откуда взялась идея о Вашей грамотности?
Подтверждаю свою безграмотность! :sneer:

Пришел сейчас домой. Взял наугад семь различных художественных книг (бумажных), напечатанных еще в Советском Союзе.

В каждой книге "вы" и "ваши" пишется с маленькой буквы.
С большой буквы "Вы" пишется в том случае если местоимение стоит в самом начале предложения.

P.S. Скорее всего у меня отголоски профессиональной деформации.

Например, в ответах на жалобы я писал:

Уважаемый Иван Иванович!

В своей жалобе на решение такого-то органа Вы ссылаетесь на п.п.6 п. 7 статьи 167, в которой указан перечень...

Я не сразу стал работать в центральном аппарате в Москве.
До этого много лет работал в регионе.
Наверное давным давно мой начальник в регионе, когда подписывал мои ответы, исправил "вы" на "Вы".

И с тех пор я всегда пишу "Вы" с большой буквы.

:)

2997db99465b23957e0182ba7e583a03.jpg
 
Последнее редактирование:

pomnju

Мастер
Сообщения
3,134
Спасибо
4,619
Город
Москва
Кто узнает автора?
Не узнала. Подглядела в интернете. Обязательно найду время для Василия Шукшина. Получила необыкновенное удовольствие от рассказа. Большущее спасибо!
 

Просматривают тему:

Статистика форума

Темы
891
Сообщения
234,228
Пользователи
5,857
Новый пользователь
dakzoom

Новые темы

Новые записи блогов

Новые комментарии

О нас

  • Форум "Храни Деньги!" создан для комфортного общения, обмена опытом и получения максимальной выгоды от банковских услуг. Основное его правило: помогай другим, и тебе тоже помогут.

Аккаунт

Следуйте за нами

Подписаться в Телеграм