«Дело Цитлидзе»: кассационный суд отменил возврат квартиры продавцу
В то время как Второй кассационный суд решил оставить Лурье без денег и квартиры, а также вернуть купленное уже успевшей нам надоесть народной артистке России Ларисе Долиной, в деле Цитлидзе — Ивановой может восторжествовать справедливость.
Здесь
дело также дошло до кассации, но суд отменил решение Мосгорсуда, которое лишило покупательницу квартиры и оставило её с 30-летней ипотекой (
дело № 8Г-25915/2025 [88-24284/2025])
Типичная история, но с поджогом
В сентябре 2022 года 64-летняя учительница-пенсионерка Наталья
Иванова под давлением мошенников продала квартиру преподавательнице московского вуза Нино
Цитлидзе за 9 млн руб, передала деньги курьерам, а позже по их же указке подожгла военкомат, что позже обернулось для неё условным сроком.
В июне 2025 года Мосгорсуд встал на сторону бабушки, применив последствия недействительности ничтожной сделки (так называемую виндикацию), руководствуясь п. 1 ст. 302 ГК РФ. Якобы, имущество выбыло из владения из-за порока воли, потому договор признали недействительным (
дело 02-0115/2024 (02-1600/2023) ∼ М-6744/2022).
Цитлидзе осталась без квартиры и денег.
25 октября 2025 кассация отменила решение и направило на новое апелляционное рассмотрение.
Это означает, что квартира пока что остается у пенсионерки, но шансы покупательницы на победу резко возросли.
Почему кассация разнесла решение Мосгорсуда?
Кассационный суд раскритиковал Мосгорсуд из-за неправильного применения норм Гражданского кодекса РФ
Нарушена реституция. Нельзя возвращать квартиру, но не возвращать деньги. При признании сделки недействительной (даже под влиянием заблуждения), двусторонняя реституция обязательна.

Суд указал, что
заблуждение в мотиве сделки (например, «мне надо продать, чтобы помочь банку или ФСБ»)
не является основанием для ее недействительности.

Приговор по делу о мошенничестве сам по себе не является основанием для автоматического признания сделки недействительной. Его нужно оценивать в комплексе с добросовестностью покупателя.

Продавец квартиры получила справку от психиатра о возможности совершать сделки, подписала договор, получила деньги, снялась с регистрационного учета. То есть,
она делала всё по своей воле.
Кассация отметила, что
добросовестный приобретатель должен быть защищен.
Поэтому сейчас суд требует снова изучить результаты психолого-психиатрической экспертизы и учесть добросовестность покупателя. Покупательница получила серьезный шанс на пересмотр дела в свою пользу.