Правительство Российской Федерации
103274, г.Москва, Краснопресненская набережная, д.2
Министерство финансов Российской Федерации
109097, г.Москва, ул.Ильинка, д.9
Федеральная налоговая служба
127381, г.Москва, ул.Неглинная, д.23
от ФИО, адрес, ИНН, email, телефон
О полномочиях ФНС по внесудебному
взысканию задолженности
налогоплательщиков — физических лиц
Федеральная налоговая служба (далее — ФНС) систематически
• некорректно начисляет налоги и выставляет их к оплате;
• не признаёт и не исправляет свои ошибки по первому обращению налогоплательщика;
• не приостанавливает взыскание задолженности в случае наличия обоснованных претензий налогоплательщика на время рассмотрения этих претензий;
• в ответ на обращения пишет отписки, чтобы лишь формально закрывать обращения в установленные сроки;
• срок получения отписки также составляет почти предельный срок (месяц), как будто налоговый орган специально затягивает решение вопросов;
• вопреки пп.1) п.1 статьи 21 НК РФ игнорирует свои обязанности по разъяснению налогоплательщикам налогового законодательства и порядка заполнения налоговых деклараций;
• рассылает налоговые уведомления в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика значительно позже, чем они сформированы налоговым органом (примерно через месяц)
и при всём при этом
получила полномочия списывать незаконно сформированную «задолженность» по налогам во внесудебном порядке со счетов и вкладов граждан. При этом налогоплательщику не приходится рассчитывать на компенсацию своих издержек (утраченных процентов в связи с досрочным расторжением вклада из-за незаконного списания, процентов по ст.395 ГК РФ, почтовых и судебных расходов, расходов средств и времени налогоплательщика и др.), связанных с таким поведением (а если сказать прямо — произволом) ФНС.
Всё это в совокупности приведёт к росту социальной напряжённости, росту трудозатрат по оспариванию решений и действий ФНС РФ и её территориальных органов со стороны граждан, вносящих свой посильный вклад в наполнение государственных и муниципальных бюджетов в наше непростое время.
В подтверждение сказанного приведу три своих случая и ссылку на обсуждение данной проблемы в интернете.
I. Некорректное начисление налога на доходы физических лиц за 2023 год.
17.09.2024 я получил налоговое уведомление №******** от 10.08.2024 (более, чем через месяц) с начислением налогов на доходы по процентам по банковским вкладам за 2023 год, налог исчислен верно.
15.11.2024 я оплатил указанный налог.
16.11.2024 я подал декларацию 3-НДФЛ за 2023 год с целью получения налоговых вычетов за 2023 год с этих доходов. Вместо предоставления налоговых вычетов мне была повторно выставлена та же сумма налога, уменьшенная с учётом вычетов.
Обнаружив это, я 21.11.2024 обратился в налоговый орган с просьбой убрать начисление по налоговому уведомлению и
разъяснить порядок получения вычетов с доходов по процентам по банковским вкладам, с целью исключить в будущем дублирование начислений по одному и тому же доходу.
Однако такое разъяснение вопреки пп.1) п.1 статьи 21 НК РФ так и не было предоставлено.
В ответе налогового органа от 20.12.2024 содержалась лишь рекомендация подать уточнённую налоговую декларацию за 2023 год с целью исправления реквизитов источника дохода.
Однако по доходам по процентам по банковским вкладам налогоплательщики не получают ни от источника дохода, ни от налоговой инспекции никаких документов, подтверждающих полученный доход и содержащий необходимые для заполнения налоговой декларации реквизиты источника дохода. Такие реквизиты (в частности, код ОКАТО) приходится искать в интернете на сторонних сайтах. Такие доходы не включаются в стандартные справки 2-НДФЛ (пусть и без удержания налога у источника), банк к моменту подачи декларации может быть ликвидирован или присоединён к другому банку, то есть получить данную информацию может быть невозможно.
21.12.2024 года я подал скорректированную налоговую декларацию за 2023 год, камеральная проверка по которой завершена лишь 24.02.2025 года (более 2 месяцев).
Так как срок уплаты налога (01.12.2024) к тому времени уже прошёл и для того, чтобы налоговый орган не инициировал взыскание излишне начисленных сумм так называемой «задолженности», мне пришлось 08.01.2025 сделать дополнительный взнос на ЕНС в размере **** рублей, который впоследствии был направлен на уплату других налогов после завершения камеральной проверки и соответствующей корректировки ЕНС.
II. Начисление пени при отсутствии задолженности по ЕНС.
По состоянию на 27.06.2025 года моём ЕНС учитывалась денежная сумма **** рубль (переплата), за счёт которой 30.06.2025 должен был списаться налог НПД в размере **** рублей, в размере, не превышающем остаток на ЕНС. Однако, несмотря на это, 01.07.2025 года мне была начислена пени в размере **** рубля. В ответ на мои обращения ИФНС 77** трижды прислала отписки (10.07.2025, 24.07.2025, 18.08.2025), без исправления ошибки или указания конкретных сроков её исправления. Только после жалобы в УФНС г. Москвы, срок рассмотрения которой продлевался, 09.09.2025 баланс ЕНС был скорректирован. При этом из сумбурных объяснений УФНС Москвы никак не следует,
каким образом при положительном балансе ЕНС могла быть начислена пени, также отсутствует признание вины налогового органа.
III. Некорректное начисление налога на доходы физических лиц за 2024 год.
08.03.2025 года я подал налоговую декларацию за 2024 год с декларированием доходов по банковским вкладам и содержащую налоговые вычеты, камеральная проверка завершена 01.06.2025 года.
23.09.2025 я получил налоговое уведомление № ******* от 30.08.2025 (почти через месяц), в котором мне повторно начислен налог на доходы по процентам по банковским вкладам в размере ****** рублей несмотря на то, что
все такие доходы были мной задекларированы в налоговой декларации,
уже прошедшей камеральную проверку.
На моё обращение с просьбой скорректировать налоговое уведомление получена отписка от 30.10.2025 со ссылкой на техническую невозможность скорректировать. Это вызывает как минимум удивление, так как в случае необходимости
доначисления налогов, подобных технических сложностей никогда не возникает. ФНС сама является заказчиком и владельцем своих программных систем, и невозможность скорректировать уведомление или баланс ЕНС не может быть обоснована технической невозможностью. Также ответ содержит указание на то, что мной якобы неправильно заполнена декларация.
Однако налоговый орган на моё обращение от 21.11.2024 сам не предоставил мне никаких разъяснений, как именно необходимо заполнять декларацию для предотвращения дублирования начислений. Также камеральная проверка не обнаружила никаких ошибок в декларации. Если декларация была заполнена неправильно, то каким образом она прошла камеральную проверку? При этом ответ ИФНС 77** от 30.10.2025 содержит лживое утверждение о том, что налог начислен корректно.
Не имея другого выхода, я подал корректирующую налоговую декларацию №1 (заявление № ******* от 30.10.2025 подано через портал Госуслуг).
Учитывая, что
• корректировка налоговой декларации не означает автоматической корректировки налогового уведомления и соответствующего исправления ЕНС;
• срок камеральной проверки (3 месяца, т.е. 30.01.2026) выходит далеко за пределы срока уплаты налога (01.12.2025) и взыскание излишнего начисления может начаться ранее завершения камеральной проверки и корректировки ЕНС;
• сумма избыточного начисления налога значительная (более *** тыс рублей);
• прошлогодний опыт показывает, что решение данного вопроса занимает у налоговых органов несколько месяцев и требует неоднократных обращений налогоплательщика;
• налоговые органы с 01.11.2025 получили полномочия по внесудебному взысканию задолженности;
существует значительный риск того, что мне либо придётся переплачивать налог на эту сумму и потом возвращать эту сумму обратно из бюджета, либо рисковать тем, что эта сумма будет взыскана во внесудебном порядке со вкладов, вклад при этом может быть закрыт банком досрочно с потерей начисленных процентов.
Вышеприведенные факты свидетельствуют о наплевательском отношении к налогоплательщикам в ИФНС 77** и ФНС в целом, отсутствие у налогового органа мотивации точно, корректно и вовремя исчислять налоги.
Большинство налогоплательщиков не являются специалистами в налоговом законодательстве, которое притом постоянно изменяется: за последние четверть века было внесено 177 правок в 1-ю часть НК РФ и 375 правок во 2-ю часть НК РФ, то есть в среднем более 20 правок в год. Поэтому ответ налогового органа о том, что налоговая отчётность предоставляется в соответствии с главами 23 и 34 НК РФ, без каких-либо подробностей, никаким разъяснением по сути не является, а является всего лишь отпиской (ответ ИФНС 77** от 24.10.2025 в мой адрес).
Описанные выше случаи являются систематическими и далеко не единичными, что подтверждается сообщениями в интернете, в которых описываются и иные проблемы, связанные с начислением налогов на доходы по вкладам. Предлагаю ознакомиться с обсуждением на форуме ХраниДеньги (на данный момент насчитывает почти 8 тысяч сообщений), хотя бы начиная с августа 2025 года, по ссылке
https://hranidengi.com/threads/nalog-na-procenty-po-bankovskim-vkladam.177/
Таким образом, налоговые органы оказываются весьма неторопливыми, когда речь идёт об исправлении их ошибок, и в то же время могут быстро и беспроблемно забирать незаконно начисленные налоги со счетов граждан, что, очевидно, вызовет справедливое недовольство.
В связи с вышеизложенным,
ПРОШУ
• приостановить реализацию полномочий ФНС РФ по внесудебному взысканию задолженности налогоплательщиков — физических лиц до устранения вышеприведенных недостатков;
• с целью решения технической проблемы начисления и уплаты налога рассмотреть возможность включения доходов по процентам по банковским вкладам в справки 2-НДФЛ (без удержания налога у источника выплаты налоговым агентом);
• изменить процедуры работы с обращениями налогоплательщиков и взыскания задолженности с целью исключения необходимости многократного обращения в налоговые органы для решения одного и того же вопроса и исключения возможности внесудебного взыскания до решения соответствующего вопроса компетентным специалистом, ориентировать сотрудников на исправление информационных систем и процедур, на поиск, обнаружение и исправление ошибок, а не на их «заметание под ковёр» (налоговые органы имеют возможность передавать обращения между отделами и территориальными органами по принадлежности, в том числе в вышестоящие, при отсутствии возможности решить вопрос собственными силами, а также при необходимости продлевать срок рассмотрения обращения с информированием об этом налогоплательщика, приостанавливать взыскание на срок рассмотрения обращения);
• предусмотреть меры ответственности налогового органа и его сотрудников, в случае если ответ на обращение не решает проблему налогоплательщика («отписка»), а срок его составления составляет более 3 рабочих дней;
• сократить срок доставки налоговых уведомлений в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика до 1 рабочего дня со дня их формирования налоговым органом;
• сократить срок камеральных проверок повторных деклараций до 7 дней;
• в случае, если для реализации вышеприведенного необходимы законодательные решения, внести в Государственную Думу РФ соответствующий законопроект;
• а также Федеральную налоговую службу
до срока уплаты налога 01.12.2025:
o завершить камеральную проверку по корректировке №1 к моей налоговой декларации за 2024 год, поданной через портал Госуслуг заявление № ******* от 30.10.2025;
o скорректировать налоговое уведомление № ****** от 30.08.2025, исключив из него НДФЛ в полном объёме (так как доход по процентам по банковским вкладам полностью отражён в налоговой декларации с применением вычетов и необлагаемой суммы);
o скорректировать баланс ЕНС, исключив сумму налога в размере ****** рублей и начисленные на эту сумму пени (при наличии);
o не взыскивать во внесудебном порядке некорректно начисленную задолженность до урегулирования данного вопроса.
01.11.2025 года
С уважением,
И.О. Фамилия.