Блеск нищеты
Все это разнообразие стало постепенно исчезать в Волгограде в начале 1970-х. Первым делом пропали деликатесы. Потом в этот разряд стали переходить продукты, которые прежде считались вполне ординарными, например гречка, шпроты, сгущенка.
Где-то в 1973 году опустел мясной отдел гастронома. Сначала испустила дух баранина, за ней — говядина, затем под видом свинины стали продавать куски сала, а потом гастроном перестал лицемерить, и от содержимого отдела остались только мясник и инвентарь — познавательные схемы разделки говядины-баранины-свинины, здоровенный пень для рубки мяса и воткнутый в него топор.
Качество колбасы стремительно падало, то и дело приходилось вынимать из нее обрывки промокашки. Копченая колбаса в 70-е уже приезжала только из Москвы.
В хлебном гарантированно предлагались одни "кирпичи", батоны сразу разбирали. Пропала гречка и шоколадные конфеты, когда их "выбрасывали" в продажу, моментально набегала очередь. В овощном выбрать съедобные овощи становилось большой проблемой, их привозили уже гнилыми. В редкие завозы напрямую из колхозов овощи продавали во дворе, за ними выстраивались тысячные хвосты — людей пересчитывали, писали на ладонях номерки. Мне приходилось несколько раз стоять в очереди, представляя семью, под номером "тысяча с хвостиком".
Примерно с 1975 года наш гастроном окончательно приобрел пустынный вид. Картину разнообразили только барханы консервов под названием "Завтрак туриста" (рисовая каша с неким присутствием мяса и сала). Все понимали, что продукты в стране есть. Но не понимали, почему их нет в Волгограде. Как позже выяснилось, аналогичная картина, пусть и со своими особенностями и перекосами, наблюдалась в подавляющем большинстве провинциальных городов РСФСР
К московской Олимпиаде и началу войны в Афганистане страна подошла в состоянии экономического упадка. Дефицит продовольствия становился угрозой национальной безопасности. В книге "Перспективы советского сельского хозяйства в 1980-е годы" американский экономист Дэвид Гейл Джонсон указывает, что системные проблемы в советском агросекторе начались примерно в середине 1960-х. Но даже в начале 70-х СССР еще обеспечивал себя продовольствием. Однако в 1982 году объем импорта сельхозпродукции превысил экспорт на $18 млрд. В 1971 году СССР экспортировал 7 млн т пшеницы, спустя десять лет страна закупила 45 млн т зерна. В конце 1960-х страна продавала за рубеж небольшие объемы мяса, а в 1981 году стала крупнейшим его импортером с объемом 1 млн т.
https://www.kommersant.ru/doc/2781938