Знакомая попалась на схему "оператор МГТС, обновите данные". Я понять не могу, как это могло произойти, учитывая, что именно об этой схеме ей твердили две недели подряд, не только я говорила, но и друзья её предупреждали. Ну почему пожилые люди отключают мозг, когда кто-то называет их по имени-отчеству?
Мошенник знал ФИО, разговаривал очень вежливо, видимо натренирован на работу со старшим поколением. Три раза перезванивал, т.к. она сперва бросала трубку и кричала, что он мошенник. Но он пробился: "я же у вас ничего не прошу, только выслушайте" и "ну какой же я мошенник". Далее стандартная сказка про смену номера телефона, запишите новый, и нужно обновить договор, т.к. там паспортные данные старые. Назвал какой-то старый номер паспорта ещё с буквами. И говорит "у вас же теперь новый паспорт, там же 45 в начале.." При разговоре назвал якобы свой официальный номер телефона, когда я его пробила это оказалась горячая линия Ростелекома. То есть здесь мошенник ошибся, но поскольку она его не пробивала и вообще была не в курсе, что это конкурент МГТС, то схавала и это.
Пока слила только паспортные данные, но, похоже, что готова была назвать и СМС-код. Причём паспорт, как я поняла, у них уже был. Потому что когда она его назвала, на мобильный сразу пришла СМС от MTC_ID. Мобильный она не помнит, его она не называла, хотя мошенник очень просил. Как могла в этом случае придти смс её не насторожило. Номер мобильного мог быть слит только вместе с номером нового паспорта, получается все данные у них и так были.
Хорошо, что у неё мобильный оператор не МТС! Если бы это было так, то мошенник смог бы сразу настроить переадресацию смсок с её телефона! Оказывается, даже если телефон не МТС, всё равно создаётся личный кабинет МТС если ввести номер на их сайте.
Впрочем, код мошенник и не требовал назвать, сказал, сейчас не надо, а вот через несколько дней, мы перезвоним и продолжим оформление договора, тогда надо будет сказать.
Она не верила мне, что это был мошенник, и тогда я заставила её позвонить на горячую линию МГТС, там подтвердили. Это случилось в пятницу и два с половиной дня, я ей вбивала в голову, что будет происходить дальше. Поэтому второй звонок от "следователя" удалось отбрить.
Далее, вместе с её родственником, мы сделали следующее:
1) Заблокировали СМСки на телефоне при помощи защиты приложений, всплывающие уведомления там же можно скрыть.
2) Зашли в кабинет МТС ID, посмотрели историю входов, никто не заходил, но на всякий случай установили там пароль на вход дополнительно к смс.
3) Спрятали подальше СНИЛС
4) Включили белый список на мобильном, номера не из контактов не прозвонятся.
5) Отключили звук для незнакомых для ватсапа. Заблокировала бы их вовсе, но похоже нельзя.
6) Учим правилу - любой незнакомый голос в телефоне - мошенник, сразу класть трубку, при повторных звонках отключать телефон. Если всё же присел на уши - всю полученную информацию перепроверяем, садимся в кружок, обсуждаем. Не торопимся.
7) Купили таблетки для мозгового кровообращения, будет пить.
8) Самозапрет на кредиты есть, кабинет госуслуг удалили.