И на нашего Деда Мороза не похож.
Освежим знания про нашего.
Морозом восточные славяне называли зимнюю природную стихию в образе седого дедушки. Другие наименования Мороза: Морозко, Студенец, Трескунец, Зюзя.
Мороз персонифицирован в восточнославянском ритуале приглашения Мороза на праздничную трапезу в период святок или Пасхи. Так славяне задабривали Мороз, чтобы он не трогал их посевы. Ритуал сопровождался уважительными словами: "Мороз Васильевич", "дед Мороз", "пан Мороз".
В Псковских землях в канун Крещения Мороза приглашали на блины:
«Дед Мороз, дед Мороз! Приходи блины есть и кутью! А летом не ходи, огурцы не съедай, росу не убивай и ребятишек не гоняй!»
Виктор Васнецов "Дед Мороз", 1885 г.
Подобные кликанья Мороза были во многих восточнославянских и западнославянских землях. В 19 веке русские писатели-романтики стали писать о Морозе, основываясь на фольклоре. В их работах Мороз был представлен в двух противоположных образах.
С одной стороны, Мороз представляли злым существом, которое хочет заморозить кровь и заледенить мозг, что отразилось в поэме Николая Некрасова "Мороз, Красный нос" 1863 года. Также Мороз как зловредный дух описан в творчестве поэтов Ивана Сурикова и Константина Феофанова.
С другой стороны, в поэзии для детей рисовали доброго двойника Мороза. Он творит хорошую погоду и чудеса, дает детям радость и веселье. В поэзии Аполлона Коринфского и Семена Фруга Мороз представлен как добрый волшебник. Особенно ярко добрый Мороз описан в сказке "Мороз Иванович" 1841 года Владимира Одоевского. Мороз Иванович дарит детям радость, помогает бедным, заботиться о животных и растениях.
Кадр из советского мультфильма "Мороз Иванович" 1981 г. по мотивам сказки Одоевского.
Однако образ именно Деда Мороза, а не Мороза, возник из-за влияния немецкой культуры на русскую. Все началось с городской среды. Сначала у нас появилась традиция использования елки как рождественского дерева. Мода была, но смысла не было. Поэтому писатели стали создавать новую рождественскую и новогоднюю мифологию.
В этой мифологии должен был появиться персонаж, который приносит елку в дом. Были разные варианты: младенец Иисус, бабушка Зима, старички-кулачки, святочный старик, Мороз. Только с 1880-х годов наиболее популярным дарителем елки стал именно Мороз.
Подарки тоже не сразу появились. Сначала дарителем выступал младенец Иисус как главный герой Рождества. Какое-то время дарителем подарков называли святого Николая Чудотворца, чей день отмечали в декабре. Но в отличие от западных стран, где святой Николай превратился в Санта-Клауса, у нас он как даритель детских подарков не прижился, потому что Николай и так занимал огромное смысловое поле в русской культуре.
Дореволюционные открытки. В те временя Дед Мороз ассоциировался с Рождеством, а не с Новым годом. Одежда у него была часто именно красного цвета, а не синего.
Были еще варианты Елкич, Мороз, святочный старик, Дед, но в итоге рождественского дарителя назвали Дедом Морозом, что справедливо. Выше я упоминал, что Мороз имел добрый и злой образы, поэтому он идеально подходил как персонаж, который может наказать или похвалить.
В начале 20 века Дед Мороз окончательно стал частью русской городской культуры. После Октябрьской революции большевики относились к елке и Деду Морозу лояльно, но в 1927 году увидели в них "капиталистический и религиозный вред", ведь детей обманывают, что якобы существует некий Дед Мороз, который дарит им подарки.
Советы "гнали" Деда Мороза и елочку до 1935 года, пока не вышло постановление ЦК ВЛКСМ, которое предписало комсомольским организациям радовать детей новогодними елками, а после - добрым Дедом Морозом. Возник новый советский Дед Мороз со снегурочкой и прочими знакомыми нам атрибутами. Новый год, Дед Мороз и елка стали единым целым в советской ритуальной жизни. И эта традиция существует до сих пор.