Есть, как известно, два типа головоломок, они же «задачи на изобретательность». Первый относится к классическим «волку, козе и капусте»: условия не могут быть нарушены, и наша задача — в отыскании верного алгоритма действий, который позволит нам их соблюсти.
Второй же тип головоломок представляют собой ловушки: я зову их среди себя «головоломками двух петушков» (Приключения Капитана Врунгеля). Решение задач этого типа зависит от того, поставит ли решающий под сомнение абсолютность и ненарушаемость заданных условий — или девальвирует их.
Мужик, перевозящий волка, козу и капусту в лодке с одного берега на другой, не может потерять ни одной единицы груза. Капитан же Врунгель и матрос Фукс не могут решить, какого из петушков первым резать, потому что оставшийся будет скучать. В последнем случае тоска выжившего, как легко понять, является ложным препятствием: во-первых, людям всё равно, скучает петух или нет. Во-вторых, он всё равно будет следующим, и нелепо переживать о его переживаниях, если он в адвент-календаре уже записан в рождественский суп.
Жизнь куда чаще предлагает нам задачи-ловушки, чем задачи-алгоритмы. Мы просто слишком часто становимся невольными подельниками иллюзии «кажущейся нерешаемости», потому что она находит отклик в наших базовых настройках, заточенных под «чем меньше тратишь сил и создаёшь рисков, тем спокойней будешь спать».