Пишут, что крупные застройщики (типа Пика и Самолета) начали продавать участки. Это плохой признак.
Ну предположим, что они действительно начали продавать участки. А как это можно инерпретировать "иначе"? На принятом здесь, на форуме, сленге? Может они "фиксы кроют"?
По сути, для застройщика, участок, это то же самое, что фикса для нас. Сильно углубляться не буду, надеюсь логика понятна? Если понятна продолжаем.
Если посмотреть профильные ветки, то увидим, что многие "серийные вкладчики" (и просто вкладчики), особенно сейчас, режут лосей и кроют старые фиксы (12-15-18%%)? Это плохой признак? Ждут более "жирных" %% , чтобы получить более высокий доход от имеющихся в их распоряжении ресурсов. Это ведь нормально?
А вдруг
типа Пика и Самолета тоже хотят получить более высокий доход от имеющихся в их распоряжении ресурсов? И им не жалко скинуть участки по какой-то другой причине? И они надеются заработать где-то больше, и это "больше" значительно перекрывает потери от закрытия "фикс/участков"?
Вышеупомянутые компании являются крупнейшими (одними из) игроками на своем рынке. А крупнейшие игроки они - инсайдеры. То есть чего-то знают (чего мы не знаем ....пока) и кубатурят соответственно.
Дальше простая математика, предположения, немного здравого смысла и щепотка конспирологии.
Социальная норма жилья на человека, в России - 20 кв. метров (грубо, круглые цифры).
Сейчас в России (от Калининграда до Камчатки) строят 100 000 000 жилых кв. метров (грубо, круглые цифры).
То есть строят жильё для 5 000 000 человек (грубо). Вся страна строит, в год, при наличии всех ресурсов: людских, мат базы, инфраструктуры и проч и проч. Тут и инвестиции и улучшение ЖУ и расселение авар. жилья и бюджетники и социалка и проч.
Есть предположение, что в некоторых регионах (4-х, или 5-ти, или ....) нашей страны необходимо построить крышу над головой (то есть не для инвестиций, или улучшений, а просто её
нет, а жить там надо). И в этих регионах жили, или могут жить 5 000 000, или 10 000 000 (для круглости) человек. То есть жилых кв. метров надо от 100 000 000 и "в гору" , а ещё нежилых сколько ..... Сейчас там строят очень мало, скорее наоборот. Условия не позволяют строить. Но условия могут измениться ....
Если условия изменяться и надо будет мно-о-ого строить, то откуда возмётся ресурсная база? Деньги, у нас в стране, не самая большая проблема, финансирование (жирное) обеспечат думаю. С ресурсами туговато. А у ресурсов ещё и "фиксы" зависшие? Там не лоскутки жалкие надо застраивать, а целые десятки городов .... И %% ставка на ипотеку там никого колыхать не будет, финансирование будет. И отделы продаж, и реклама, и маркетологи и прочие нахлебники не нужны. Нет ну конечно кое-кто и кое-где, конечно нужен будет ... но это из другой оперы. Гарантированный спрос и финансирование. И объёмы на много лет.
Ну это всё просто так ... диванные размышления и предположения. Говорящие головы и аналитики рынка недвиги это не обсуждают, значит это всё мои инсинуации и фантазии. Ресурсная база у нас неисчерпаемая, инертных материалов, стали и машиин и оборудования завались в любом месте, в любое время. А требуемое количество строителей, водителей, бетонщиков, арматурщиков итд наши бабы нарожают в сжатые сроки и в необходимом количестве и с необходимой квалификацией сразу.
Малость отвлекся, извините за много букоф и оффтоп, но одно и то же известие можно (и нужно) рассматривать с разных точек, ракурсов и тогда уже делать выводы. Не вижу предпосылок для снижения инвестиционной привлекательности недвиги, на горизонте 5-7 лет.
Немного из недавней истории одной из строек.
2018-2020 год. Строилась трасса Таврида тогда, ну и мост, если кто помнит. Крупнейшая дорожностроительная контора моего региона (несколько тысяч км от Крыма) демонтировала часть асфальтных заводов и отправила их в Крым, а также лучшую и большую часть техники, а ещё и работников (лучших) бОльую часть. Им там, конечно, просто крохи достались (подходы и так по мелочи, ну несколько ярдов, то есть копейки) от объемов. А здесь, в регионе, они больше объемов не набирали, осташихся ресурсов хватало только доделывать ранее начатое. В тендерах (местных) не участвовали - некем, да и незачем. Биться за десятки, или сотню млн стало бессмысленно. Да и фед финансирование сильно порезали тогда. только нескольким регионам оставили нормальное финансирование (есть у нас такие, особенные), а так значительная часть фед бюджета уходила на трассу и мост. Ну в дороги мы (с вами) не инвестируем, так что недофинансирование и вымывание дорстроевских ресурсов в регионах мы ощущали в подвесках наших автомобилей.
Терзают смутные сомнения, что история может повториться с обычными стройками. Но недвига, это не дорога, она имеет конкретного собственника.