@Ever, у цб вроде бы логичные аргументы по этому поводу есть, что издержки от высокой ключевой ставки есть, но входят в процентные расходы компаний, которые не превышают 5 % себестоимости:
При анализе влияния процентных ставок на цены, наряду с процентным каналом, иногда
дополнительно выделяют канал издержек. В рамках этого канала увеличение процентных
расходов, связанное с ростом ставок, оказывает повышательное давление на цены.
Однако влияние канала издержек на общую эффективность трансмиссионного механизма
ограничено. Во-первых, процентные расходы российских нефинансовых компаний не превышают
5% себестоимости их продаж, поэтому и влияние на цены в рамках логики канала издержек
сравнительно невелико. Во-вторых, хотя для отдельных компаний с высоким уровнем
закредитованности изменения ставок могут оказывать значимое воздействие на издержки,
общий потенциал переноса процентных издержек в цены ограничен. Степень переноса зависит
от конкуренции между производителями и спроса на продукцию, на который в свою очередь
влияет уровень ставок.
Так, при повышении ставок процентные издержки растут. Но одновременно сокращается спрос на продукцию. Стремясь избежать потери рыночной доли (в том числе из-за конкуренции с компаниями, менее активно использующими заемные средства и, соответственно, менее зависящими от динамики ставок), производители часть роста издержек компенсируют за счёт своей маржи, а не повышения цен. И напротив, при снижении ставок увеличивается спрос на товарном рынке, что позволяет компаниям не снижать цены в борьбе за покупателя, а использовать сокращение процентных издержек для наращивания маржи.
Кроме того, компании, финансирующие свои расходы кредитами с фиксированной ставкой, сталкиваются с ростом процентных издержек не сразу же после повышения ставок, а в момент рефинансирования имеющихся кредитов или привлечения новых. В то же время повышение рыночных ставок немедленно начинает снижать привлекательность кредитов и сдерживать спрос, финансируемый ими. В результате вклад канала издержек в динамику цен существенно слабее, чем вклад процентного канал.