«Мошеннические переводы». Виновен банк или невиновен? (читает 1)

ppk16r

Участник
Сообщения
341
Спасибо
18
Довольно часто с гражданами происходят такие случаи. Кто-то каким-то образом заходит в личный кабинет (далее-ЛК) клиента в банке и от его имени отдаёт банку распоряжения на переводы средств со счёта клиента третьим лицам или от имени клиента оформляет в банке заём (под видом кредита) и потом отдаёт банку распоряжения на переводы средств со счёта клиента третьим лицам.
Ничего не ведавший клиент теряет своё имущество в виде безнала, а зачастую на него навешивают ещё и нехилый кредит.
Практически всегда клиенты обращаются в суд за поиском «справедливости», но в 99,9% случаев вопрос с возвратом средств не решается. Всегда одно и то же-типа Банки не виноваты и являются ненадлежащими ответчиками, они лишь идентифицировали клиентов и исполнили их распоряжения и нужно подавать в суд на получателей переводов.
И суды практически всегда поддерживают банки с их доводами.
Ну а как все понимают, получатели или бомжи, или какие-нибудь студенты или безработные и взять с них нечего.
Каким образом можно попытаться вернуть свои средства на основании положений ГК, я уже писал ранее, поэтому кому интересно, то могут почитать:
https://dzen.ru/a/YKDRmxBtww5UtSD0
https://forum.zakonia.ru/showthread.php?t=366905&p=1445885#post1445885

В данной теме вопрос стоит о том, что виновен Банк или невиновен. А, если виновен, с точки зрения закона, то каким образом это можно доказать в суде.
Лично я считаю, что Банки в этих случаях виновны в нарушении положения закона о «Национальной платёжной системе» (далее 161-ФЗ).
Попытаюсь это доказать.
В 2018 году в 161-ФЗ статью 8 были введены части 5.1-5.3 (в конце июля 2024г их переведут в часть 3 ст.8, но в статье я буду ориентироваться на них) и Банк России утвердил "Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента".
Начнём с части 5.1 ст.8.
5.1. Оператор по переводу денежных средств при выявлении им операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, обязан до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более двух рабочих дней приостановить исполнение распоряжения о совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента. Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Теперь посмотрим п.3 из Признаков.
3. Несоответствие характера, и (или) параметров, и (или) объема проводимой операции (время (дни) осуществления операции, место осуществления операции, устройство, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования, сумма осуществления операции, периодичность (частота) осуществления операций, получатель средств) операциям, обычно совершаемым клиентом оператора по переводу денежных средств (осуществляемой клиентом деятельности).

Из текстов следует, что оператор, до осуществления перевода, обязан проверить каждую операцию на наличие соответствия или несоответствия признакам.
А в них почему-то ничего не говорится про то, что клиент сам или не сам что-то там ввёл, типа кодов подтверждения, логина, пароля...
Зато прямо указано про "место осуществления операции, устройство, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования".

В судах банкиры обычно говорят, что они считают, что распоряжения на перевод банку дал именно клиент, так как он ввёл логин и пароль для входа в ЛК банка. А потом и, вводом подтверждающих кодов, подписал распоряжения на перевод. Соответственно он идентифицирован банком как клиент, который и отдал эти распоряжения. А сам банк не виновен, он просто исполнял свои обязательства.

А из указанного выше, по факту, получается, что банк, наоборот, сам признал свою виновность в том, что не проверил данные операции по пункту 3 Признаков, чем нарушил положения части 5.1 статьи 8 закона 161-ФЗ.
Соответственно, и все ссылки банкиров на то, что, при мошеннической операции, клиент, якобы сам, всё ввёл в своём ЛК, не состоятельны!!!!

Ну, а раз виновность банка налицо, то и средства клиенту вернуть обязан именно он. А сам потом уже должен общаться с тем, чьи распоряжения он исполнял, то есть с неуполномоченным клиентом лицом. И с него требовать возврата денежных средств, а не переваливать свою вину на клиентов.
 

Ozmant

Участник
Сообщения
66
Спасибо
50
Город
Москва
Стаж c
27.08.17
Опыт
2166/382
На столь хлипкой завязке - "кто-то каким-то образом заходит в личный кабинет клиента в банке и от его имени отдаёт банку распоряжения...", нет смысла во всём дальнейшем тексте. Какой смысл строить домыслы и назначать виновных по вымышленной, а не по конкретной ситуации?
 

predator67

Мастер
Сообщения
514
Спасибо
297
Стаж c
12.08.11
Опыт
25000/613
Ничего не ведавший клиент
Конечно, клиент ничего никогда не ведает. Подключил мошенникам какой нить " Тим Вьювер" на свой смартфон, и дальше ничего не ведает сидит.
 

ppk16r

Участник
Сообщения
341
Спасибо
18
На столь хлипкой завязке - "кто-то каким-то образом заходит в личный кабинет клиента в банке и от его имени отдаёт банку распоряжения...", нет смысла во всём дальнейшем тексте. Какой смысл строить домыслы и назначать виновных по вымышленной, а не по конкретной ситуации?
На склянках конкретных таких ситуаций было прилично. Жаль не посмотреть сейчас, так как старый форум они похоже совсем снесли.
 

predator67

Мастер
Сообщения
514
Спасибо
297
Стаж c
12.08.11
Опыт
25000/613
место осуществления операции, устройство, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования,
Не могу в очередной раз не прорекламировать ОТП Банк. Как только он видит новое устройство, сразу следует блок на перевод. И пока не скажешь кодовое слово, хрен они его пропустят.
 
  • Спасибо!
Реакции: Чики-Чирики

ppk16r

Участник
Сообщения
341
Спасибо
18
Не могу в очередной раз не прорекламировать ОТП Банк. Как только он видит новое устройство, сразу следует блок на перевод. И пока не скажешь кодовое слово, хрен они его пропустят.
Это говорит только о том, что ОТП Банк в этих случаях соблюдает требования действующего законодательства.
 

predator67

Мастер
Сообщения
514
Спасибо
297
Стаж c
12.08.11
Опыт
25000/613
Ну и молодцы, что соблюдают. От гигантов, типа ВТБ, и этого не дождешься. Судя по тому, что я читал.
 

Falkon

Мастер
Сообщения
640
Спасибо
310
"кто-то каким-то образом заходит в личный кабинет клиента в банке и от его имени отдаёт банку распоряжения...", нет смысла во всём дальнейшем тексте.
Тут примерно как с пдд, захотел погоняться на светофоре, нарушил правила, - пришел штраф, и начинается, "эти браконьеры, навешали камер, обдирают людей и т.д."
Несоответствие характера, и (или) параметров, и (или) объема проводимой операции (время (дни) осуществления операции, место осуществления операции, устройство, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования, сумма осуществления операции, периодичность (частота) осуществления операций, получатель средств) операциям, обычно совершаемым клиентом оператора по переводу денежных средств (осуществляемой клиентом деятельности).
Как по мне, это палка о двух концах, с одной стороны, мы боремся за свои деньги, что бы не ушли к мошенникам, а с другой, мы боремся за свои же деньги, пытаясь получить свое же, а банк прикрывается мошенниками...
Большая часть случаев, действительно невнимательность самих граждан, доверчивость и так далее, но прикрываясь защитой от таких же мошенников, будет тяжело забрать свои же деньги, потому что в прошлом месяце снимал всего 50 тысяч для погашения кредита, а в этом 100 тысяч снимаешь, операция не типичная, надо блокирнуть, а платеж горит, и вроде все понятно, просто потратил больше, а банк будет считать что деньги уходят не туда...
 

ppk16r

Участник
Сообщения
341
Спасибо
18
Большая часть случаев, действительно невнимательность самих граждан, доверчивость и так далее, но прикрываясь защитой от таких же мошенников, будет тяжело забрать свои же деньги, потому что в прошлом месяце снимал всего 50 тысяч для погашения кредита, а в этом 100 тысяч снимаешь, операция не типичная, надо блокирнуть, а платеж горит, и вроде все понятно, просто потратил больше, а банк будет считать что деньги уходят не туда...
Вы не дочитали следующую часть закона, вроде 5.2. Если банк что-то сам посчитал, то он обязан связаться с клиентом и получить подтверждение. Это к теме не относится, поэтому не акцентировал на это внимание.
 

Falkon

Мастер
Сообщения
640
Спасибо
310
Если банк что-то сам посчитал, то он обязан связаться с клиентом и получить подтверждение.
На банках были жалобы, что банк звонил, спрашивал, клиент все подтверждал, а его отправляли в офис для подтверждения. Причем и офиса не всегда хватало, просто блокировали переводы на пару дней... Могу сказать за себя, банк блокировал снятие с карты, так как я с нее не снимал ни разу за год, позвонили минут через 20, после опроса запрет сняли ещё минут через 10 (хорошо не заставили ехать в офис), вся эта простая операция заняла у меня примерно час времени, и неплохой пешей прогулки. С точки зрения меня, нужные мне деньги я не получил здесь и сейчас, с точки зрения защиты денег если картой, например, воспользовался родственник, - сработали хорошо, но опять же больше сам виноват. Но обратная сторона мало относится к теме, хотя очень тесно связана, но как по мне дойдем до того, что любую операцию пойдем подтверждать в офис.
 

Cheetah

Участник
Сообщения
53
Спасибо
30
Цб может хотеть много. Но современые телефоны на андройд или айос просто не отдают данные, которых не разрешить.
И разрешение на геопозицию у приложения нет.
Так что банк прсто не знает место. Как бы не хотел.
Ид устройства знает, но оно мало что дает.
Да и автор почему-то считает мошенников тупыми, видимо из пту, которые не могут в анализ как правильно обходить блоки.
 

ppk16r

Участник
Сообщения
341
Спасибо
18
Цб может хотеть много. Но современые телефоны на андройд или айос просто не отдают данные, которых не разрешить.
И разрешение на геопозицию у приложения нет.
Так что банк прсто не знает место. Как бы не хотел.
Ид устройства знает, но оно мало что дает.
Да и автор почему-то считает мошенников тупыми
, видимо из пту, которые не могут в анализ как правильно обходить блоки.
То есть вы подтверждаете, что банки, не важно по какой причине, нарушили требование закона.
Что и требовалось. Лишнее подтверждение виновности банка.
Ну, а раз виновен, то и ДС должен сам вернуть.
 

predator67

Мастер
Сообщения
514
Спасибо
297
Стаж c
12.08.11
Опыт
25000/613
если будут постоянные суды и банк всё время будет ссылаться только на форс-мажор.
Не вижу в этом для банка ничего нового. Они и так постоянно судятся, и постоянно ссылаются на одни и те же статьи ГК.
 

internetional

Старожил
Сообщения
33
Спасибо
32
Город
Батуми
Начнём с части 5.1 ст.8.
5.1. Оператор по переводу денежных средств при выявлении им операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, обязан до осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента на срок не более двух рабочих дней приостановить исполнение распоряжения о совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента. Признаки осуществления перевода денежных средств без согласия клиента устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Теперь посмотрим п.3 из Признаков.
3. Несоответствие характера, и (или) параметров, и (или) объема проводимой операции (время (дни) осуществления операции, место осуществления операции, устройство, с использованием которого осуществляется операция и параметры его использования, сумма осуществления операции, периодичность (частота) осуществления операций, получатель средств) операциям, обычно совершаемым клиентом оператора по переводу денежных средств (осуществляемой клиентом деятельности).

Из текстов следует, что оператор, до осуществления перевода, обязан проверить каждую операцию на наличие соответствия или несоответствия признакам.
Не могли бы Вы чуть подробнее пояснить, как Вы пришли к такому выводу?

Я в первой цитате вижу обязанность банка приостановить подозрительную операцию только в том случае, если он такую операцию выявит. Во второй цитате вижу указание на то, как конкретно он может её выявить.

Но ни в первой, ни во второй цитате я не вижу указания на то, что банк обязан выявить операцию. Выявил - приостанови, не выявил - делай, что хочешь.

Также я не вижу в этих цитатах указания на то, что банк обязан хотя бы попытаться что-то выявить.
- Имеет право проверять каждую операцию? Да.
- Обязан проверять каждую операцию? Нет. По крайней мере, из этих текстов такой обязанности не следует.

Ошибаюсь?
 
  • Спасибо!
Реакции: камо и AlekseevIR

Cheetah

Участник
Сообщения
53
Спасибо
30
То есть вы подтверждаете, что банки, не важно по какой причине, нарушили требование закона.
Что и требовалось. Лишнее подтверждение виновности банка.
Ну, а раз виновен, то и ДС должен сам вернуть.

Современно ИТ очень быстро развивается.
И телефон на Андройде 14 - это очень мало похожего на телефон на Андройде 7
Современный Андройд просто не отдает гео данные - если это явно не разрешить.
Нет разрешения, то банк хоть как может хотеть что-то получить, но этого не получит

(как и большая часть других данных), Каждый новый андройд все больше и больше закручивает гайки в плане получения какой-то информации с телефона приложением банка.
Если владелец телефона все запретит, то банк ничего и не получит.

По вашей логике банкам просто надо вообще удалить все приложения свои, так как они все нарушают закон.
 

ppk16r

Участник
Сообщения
341
Спасибо
18
Современно ИТ очень быстро развивается.
И телефон на Андройде 14 - это очень мало похожего на телефон на Андройде 7
Современный Андройд просто не отдает гео данные - если это явно не разрешить.
Нет разрешения, то банк хоть как может хотеть что-то получить, но этого не получит

(как и большая часть других данных), Каждый новый андройд все больше и больше закручивает гайки в плане получения какой-то информации с телефона приложением банка.
Если владелец телефона все запретит, то банк ничего и не получит.

По вашей логике банкам просто надо вообще удалить все приложения свои, так как они все нарушают закон.
Просто я, в отличии от некоторых, ориентируюсь просто на закон. Или ДА, или НЕТ.
В законе есть ссылка на Признаки. И если банк что-то не может, то значит он нарушил требования закона. Они почему-то в ЦБ с этой проблемой не побежали и не попросили ЦБ эти Признаки изменить.
Ну и о чём тогда разговор?
 

ppk16r

Участник
Сообщения
341
Спасибо
18
Также я не вижу в этих цитатах указания на то, что банк обязан хотя бы попытаться что-то выявить.
- Имеет право проверять каждую операцию? Да.
- Обязан проверять каждую операцию? Нет. По крайней мере, из этих текстов такой обязанности не следует.

Ошибаюсь?
Если банк не будет проверять каждую операцию, то каким образом он из общего потока выделит подозрительную?
Разговор в этой теме о том, что банк, не учитывая признак №3, пропускает подозрительные операции. И это, с точки зрения действующего законодательства, напрямую указывает на вину банка.
(Просто в судах они всегда указывают, что мол не виноваты и т.д. А оказывается, что виноваты)
 

internetional

Старожил
Сообщения
33
Спасибо
32
Город
Батуми
Если банк не будет проверять каждую операцию, то каким образом он из общего потока выделит подозрительную?
Он может выявить её, проверив каждую вторую операцию. Или девять операций из десяти. Или одну из тысячи. А может и не выявить.
 
  • Спасибо!
Реакции: камо

Просматривают тему:

Статистика форума

Темы
887
Сообщения
230,100
Пользователи
5,827
Новый пользователь
Dred7499

Новые темы

Новые записи блогов

Новые комментарии

О нас

  • Форум "Храни Деньги!" создан для комфортного общения, обмена опытом и получения максимальной выгоды от банковских услуг. Основное его правило: помогай другим, и тебе тоже помогут.

Аккаунт

Следуйте за нами

Подписаться в Телеграм